Класс для рисования – это особый мир. В нем нет масштабов театра: стол, стул, меловая доска, проектор, рисовальные принадлежности. В наши дни таким оборудованием не удивишь. И все же рисование, как предмет изучения, привлекает своей эмоциональностью, искренностью чувств, проявляемых учениками. Даже при простом назывании имен героев сказок – мгновенная реакция. Ответы на вопросы «где», «как», «каким образом» ученику сформулировать намного сложнее. Нет ожидаемой схемы рассуждений, которую предлагают другие школьные предметы. Ведь художественное искусство – вид мышления, существующий только на бумаге. Проследим последовательность изложения данной темы для того, чтобы изобразить героев этой сказки: 1. Элли – девочка школьного возраста; 2. Изготовленный из железа Дровосек и соломенное чучело Страшила; 3. Героями движет идея попросить у Волшебника НЕЧТО, чем они сами не обладают; 4. Присутствует много других персонажей, напоминающих персонажей индийской Рамаяны; 5. Дровосек и Страшила отказываются от своего заветного желания, чтобы помочь девочке Элли. Проявление бескорыстности друзей и есть основная мораль сказки. Для рисования композиции предлагается следующая последовательность действий: 1. Выбрать асимметричную композицию; 2. Уравновесить композицию стаффажем; 3. Сделать портреты главных героев забавными для зрителя. И, конечно, супер ученик выполнит все этапы данного задания. А где же чудо? Где та сказка, которая так нужна для развития воображения? Отказываясь от веры в чудеса, ученик взрослеет не по дням, а по часам. Сказывается перегруженность учебными предметами, сидение за компьютером. Постепенно ученик теряет самостоятельность в изучении литературы и изобразительного искусства. Надо делать «правильно», по правилу, и другого пути нет. «Правило» заполняет альбомы учеников множеством копий, рисунков в стиле аниме, граффити. Сухо, но зато понятно. Сочинительство, а ведь создание художественного произведения именно сочинительство, отсутствует. А почему? Следующий этап выполнения композиции – рисование красками, карандашами, фломастерами. Предлагаем одну из художественных техник – пятно, штрих, тушевку, заливку, лессировку. Есть контур, значит, рисуем внутри контура. Художественная техника не защищает от копирования, скорее, даже способствует этому. Редко какой ученик может повторить этот же художественный прием или способ рисования на другом рисунке. А где же развитие способностей? Удачный образец ученик не может повторить самостоятельно – нужна подсказка. Значит, основа художественного воображения находится глубже, на первом – «контурном» этапе рисования. Ученик видит только линию, а не картину. Поэтому, на этапе обучения художественному мышлению, не надо добиваться идеального контура – это для печатной графики. Живое пластическое «живописное» видение можно развивать на самом первом этапе рисования. Важно не рисовать, а «видеть» с помощью карандаша. В процессе обучения пластическому видению можно использовать не линию, а штрихи, засечки, точки. Чтобы такой рисунок не искажал внешний вид, лучше использовать цветной карандаш, вместо графитового карандаша. Такие штрихи будут восприниматься как дополнительные средства художественного образа в рисунке. Итак, пластическое живописное видение создало некоторое количество засечек-штрихов и определило местоположение героев на листе. Что в этот момент чувствует ученик? – Радость творчества. Картина постепенно «оживает» под его руками. Герои приобретают желаемый вид. Когда заводится речь о том, чем же выполнять рисунок – красками ли, карандашами ли, практически говорить уже не о чем, потому, что рисунок готов. Чувство самореализации – это главное для юного художника. В рисовании не надо искать сценических вариантов или просто «вживаться», так как при этом теряется пространственное зрение, а надо видеть, живописать, сочинять, быть соавтором.